Цели:
- сформировать адекватное представление об Интернете, социальных сетях, их влиянии на подростков;
- ознакомить с признаками интернет-зависимости;
- воспитывать уважение к собственному здоровью.
Задачи:
- познакомиться с историей зарождения социальных сетей и самыми знаменитыми социальными сетями;
- рассмотреть положительные и отрицательные черты влияния социальных сетей;
- провести опрос про знание студентами соц. сетей и выявление у них интернет-зависимости;
- сделать вывод.
Оборудование: презентация с видеоматериалом о соц. сетях, листы формата А4 для проведения тестирования, памятка поведения в соц. сетях для студентов
Место проведения: читальный зал коллджа
Действующие лица: Тулова Ю. Ф. – преподаватель высшей квалификационной категории, куратор группы 38-К;
Сейт-Акаев И.Н. – преподаватель первой квалификационной категории, куратор группы 46-К.;
студенты группы 46-К: Диброва Давид, Ибрагимов Эмир, Маслеников Дмитрий
Ход мероприятия
- Сообщение темы и цели занятия
Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый пятый ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет Интернетом. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях.
И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? Нет, если мы сможем это предотвратить. Все просто – нельзя забывать о золотой середине, о норме. Любое лекарство может стать ядом, если принято в слишком больших дозах. Мы не научились правильно использовать свое время в Интернете.
Почему же мы так любим проводить время за компьютером и в социальных сетях? Как на нас это влияет? И сможем ли мы остановиться?
Мы уже сейчас не можем жить без Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Но так ли это? Вопрос спорный.
О вреде и пользе до сих пор спорят ученые. Поэтому я и захотела выяснить, в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях и нужно ли проводить там время.
Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. Сейчас наиболее сильное влияние оказывает Интернет.
Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно. Вконтакте, Одноклассники, Фэйсбук…
- Что мы знаем про социальные сети?
Когда появились социальные сети и кто был их основателем расскажет студент (рассказ студента).
Презентация (Приложение 1)
- Проблемы влияния социальных сетей на подростков
3.1 Подростки и социальная сеть
Современные подростки значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.
Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные компании и услышать звонкий смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.
Подростки и социальные сети — проблема ли это? Этот вопрос было поручено исследовать активу группы.
3.2 Опрос
Преподаватель предложил подросткам максимально честно ответить на опрос, который содержал следующие вопросы (Опрос — Приложение 2).
3.3 Результаты исследования
Про результаты опроса рассказывает студент и демонстрирует их на презентации (Презентация (Приложение 3)).
Основываясь на результатах проведеного опроса и личного опыта было выяснено, что примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики, а иногда и жизни. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.
Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.
Искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.
3.4 Положительные черты влияния социальных сетей
Психологи, педагоги и родители стремятся найти плюсы социальных сетей, но их не так уж и много:
- Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых.
- Найти себе друзей, знакомых одноклассников.
- Поиск в социальных сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь.
- Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры.
3.5 Отрицательные черты влияния социальных сетей
Основные вредные факторы при частом нахождении за компьютером и нахождении социальных сетей:
- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.
- Воздействие электромагнитного излучения.
- Утомление глаз, нагрузка на зрение.
- Перегрузка суставов кистей.
- Стресс при потере информации.
- Зависимость от виртуального мира.
- Общедоступность информации.
- Психические расстройства.
- Интернет-зависимость у подростков
Чтобы определить интернет-зависимость преподаватель предлагает провести небольшой тест, в котором в качестве ответов используются только варианты «ДА» и «НЕТ».
Презентация (Приложение 4)
Результаты теста представлены на слайдах презентации.
- Итог занятия
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что всё нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
Но, тем не менее, я считаю, что социальные сети уже стали болезнью. Трудно найти подростка, который не был бы зарегистрирован в какой-либо социальной сети. И что самое плохое, так это то, что почти все и зависимы от этих самых сетей. Хотя они отнимают кучу реального времени, за которое человек мог успеть сделать и повидать много всего интересного.
Подростки не представляют уже свою жизнь без Интернета. Сами того не замечая, они меняют реальную жизнь на виртуальную, тем самым нанося вред самому же себе.
Я сама зарегистрирована в социальных сетях, и я с уверенностью могу сказать что там «зависают» уже и тысячи детей. Думаю, это уже можно считать глобальной проблемой, требующей немедленного разрешения. Хотя это относительно. И всё зависит лишь от нас самих: как мы решим сами прожить эту жизнь: «реально» или «виртуально» решать нам.
«Памятка поведения в социальных сетях для подростков»
- Не хвастайтесь незаконной деятельностью.
Никаких роликов употребления Вами марихуаны, росписей вагонов метро и фотографий дохлых кошек в окне квартиры преподавателя! Компромат может вылиться в административное или даже уголовное наказание. Раз-два в год просматривайте Ваш контент в соц.сетях, чтобы удалить все компрометирующие фото ДО похода на важное собеседование.
- Не высказывайте агрессии.
Когда студент обращается к социальным сетям, блогам и форумам, чтобы поиздеваться над кем-нибудь, риски могут оказаться неизмеримыми. Этому студенту грозит не только отчисление, но серьезная уголовная статья.
- Не высказывайте оценки деятельности преподавателя.
Студенты, которые грубо отзываются о своих преподавателях (или публикуют их неприличные фотографии), также подвергаются огромному риску. Никогда нельзя знать заранее, кто из ваших профессоров будет впоследствии принимать решение о распределении студентов на стажировку или рабочие места. Это относится не только к преподавателям, но и к институтам и властям в целом.
- Публикации с компьютеров в вашей школе? – Нет, не стоит!
Во многих школах действует запрет на любые действия в сети, которые напрямую не связаны с учебой. И не думайте, что никто ничего не заметит, если вы время от времени будете публиковать новый твит или менять статусы – во многих школах действуют системы, позволяющие отслеживать IP-адрес пользователя.
- Разглашение конфиденциальной информации.
Молодые люди особенно уязвимы перед лицом интернет-хищников и воров личных данных. Любые личные данные, опубликованные в соц.сетях, могу помочь ворам и коррупционерам нанести Вам вред. Даже фотография, на которую случайно попала ваш студенческий билет или ксерокс аттестата. То же самое касается и Вашего местонахождения.В частности, никогда не пишите в социальных сетях, что Вы находитесь дома один или куда-то уехали.
- Нельзя лгать, жульничать и заниматься плагиатом.
Соврали, что нужно доделать курсовую, а сами отправились на концерт? Если при этом Вы поменяли статус в соц. сети и выложили кучу фотографий – время задуматься, не повлияет ли это на Вашу оценку.
- Нельзя угрожать расправой.
Даже публикация анонимной, бессмысленной угрозы на сомнительном интернет-форуме, где полно посторонних людей, будет служить тревожным сигналом. И как только властям удастся локализовать угрозу, они имеют полное право начать расследование.
- Нельзя публиковать свидетельства своего непрофессионализма.
Иногда даже информация сугубо личного характера, размещенная в профилях социальных сетей, может послужить тревожным знаком для потенциального работодателя. В современную эпоху прозрачности идеальным является профессиональный профиль.
- Нельзя полностью полагаться на настройки конфиденциальности.
Как бы прилежно вы ни пытались защитить свои личные данные в социальных сетях, лучше всего привыкнуть к мысли о том, что вся опубликованная вами информация может стать известной вашим родителям, руководству школы и незнакомым людям. Полагайтесь на свое благоразумие.
- Лучше не выкладывайте информацию в состоянии эмоционального
возбуждения.
Публикация гневного твита в порыве бешенства может принести вам облегчение, однако минутное удовольствие, которое вы получите от его публикации, не стоит того потенциального вреда, который он может причинить. Остановитесь на мгновение, глубоко вздохните, подумайте и перезагрузитесь.
Литература:
- http://fraui.ru
- http://eva.ru
- http://www.km.ru
- http://informatikrus.ru/vospitatelnoe-meropriyatie-genii-kompyuternogo-mira-i-vliyanie-ih-izobreteniy-na-podrostkov/